Содержание
- 1 Статья 270 УК РФ. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие
- 2 Статья 270. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие
- 3 Статья 305. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие
- 4 Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие
- 5 Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст
- 6 Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 305 УК)
- 7 Уголовное право. Особенная часть (главы XI-XXI)
- 8 Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК)
- 9 Статья 270 УК РФ. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие
- 10 Статья 270. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие
Статья 270 УК РФ. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие
Новая редакция Ст. 270 УК РФ
Неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров, —
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Комментарий к Статье 270 УК РФ
1. Основным объектом преступного посягательства является безопасность судоходства, факультативным — жизнь, здоровье людей.
2. Потерпевшими от преступления (людьми, терпящими бедствие на море или ином водном пути) являются не только находящиеся в воде, но и на тонущем судне, независимо от того, подают они сигналы о помощи или нет, при условии, если имеется угроза их гибели.
3. Объективная сторона состава преступления выражается в форме бездействия. В частности, неисполнение капитаном обязанности оказать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель, другому судну, его пассажирам и экипажу в случае столкновения судов характеризует объективную сторону коммент. состава преступления.
4. Состав преступления сконструирован как формальный. Преступление окончено (составом) с момента уклонения от оказания помощи.
5. Конструктивным признаком состава преступления является отсутствие при оказании помощи серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров. Не является основанием для отказа в помощи возможность понести капитаном или владельцем судна материальные убытки (повреждение судна, уничтожение или порча груза и т.п.), если это не отразится на плавучести судна либо не создаст угрозы жизни или здоровью экипажа и пассажиров.
6. Субъект преступного посягательства специальный — капитан судна либо лицо, исполняющее его обязанности. Судовладелец не несет ответственности за неисполнение капитаном установленных для него обязанностей.
7. Субъективная сторона состава преступления характеризуется виной в форме прямого умысла.
8. Содеянное относится к категории преступлений небольшой тяжести.
Другой комментарий к Ст. 270 Уголовного кодекса Российской Федерации
1. Потерпевшим является хотя бы один человек, находящийся в условиях непосредственной опасности для его жизни.
2. С объективной стороны преступление характеризуется бездействием (неоказанием помощи), местом (любой водный путь) и обстановкой.
Бездействие может выражаться в: а) неоказании помощи людям с судна, столкнувшегося с судном под управлением виновного; б) неоказании помощи при визуальном обнаружении потерпевших; в) неприбытии на место бедствия по вызову.
3. Обстановка как признак неоказания помощи должна отвечать двум условиям: а) потерпевшие терпят бедствие (находятся на воде вне судна, судно повреждено и потеряло ход, тонет, горит и проч.); б) отсутствует серьезная (грозящая гибелью) опасность для своего судна, экипажа и пассажиров. Отсутствие такой опасности — вопрос факта, разрешаемый с учетом специфики аварии на чужом судне, перевозимого им груза, погодных условий и т.п.
4. Преступление имеет формальный состав и окончено в момент отдачи соответствующего приказа либо, напротив, когда требуемая команда не отдается.
5. Субъект специальный — капитан судна. Иные члены экипажа могут отвечать по ст. 125 УК РФ.
Статья 270. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие
Неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров, —
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Комментарий к Ст. 270 УК РФ
1. Анализируемое преступление относится к преступлениям международного характера (конвенционное преступление).
2. Объект преступления — безопасность людей, терпящих бедствие на водном пути.
Нормативные акты, действующие на морском и речном флоте, содержат требования об оказании капитаном корабля помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути (реке, озере).
3. Объективная сторона преступления заключается в неоказании помощи людям, терпящим бедствие на водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров.
Неоказание помощи выражается в несовершении действий, которые требовалось совершить капитану корабля в конкретной ситуации в связи с тем, что на море или на ином водном пути люди терпят бедствие. Терпящими бедствие должны признаваться люди, оказавшиеся в воде, на борту тонущего корабля, в лодке, на плоту и т.п., которым реально угрожает смерть или оставление их без помощи.
Для состава преступления необязательно, чтобы неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие, привело к их гибели.
Ответственность капитана за неоказание помощи исключается, когда эта помощь была сопряжена с серьезной и реальной опасностью для своего судна (например, опасность взрыва, пожара) и находившихся на нем экипажа и пассажиров.
4. С субъективной стороны преступление совершается умышленно: лицо сознает необходимость оказания помощи людям, гибнущим на море или на ином водном пути, и возможность оказания этой помощи без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров, но не оказывает этой помощи.
5. Субъектом преступления признается капитан судна или лицо, выполняющее его обязанности во время возникновения ситуации, требующей оказания помощи людям, терпящим бедствие.
Действия членов экипажа, не выполнивших требования капитана судна об оказании помощи людям, терпящим бедствие, могут быть квалифицированы по ст. 125 УК.
Статья 305. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие
Впервые в истории отечественного законодательства предусмотрена ответственность капитана судна за неоказание помощи людям, терпящим бедствие на море или в ином водном пространстве, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров (ч. 1 ст. 305УКРК).
Оказание всевозможной помощи гибнущим на море как особый нравственный долг лежит на капитане судна с момента зарождения мореплавания. В настоящее время выполнение такой обязанности вытекает из ряда международных конвенций. Так, например, ст. 11 Брюссельской Конвенции для объединения некоторых правил относительно оказания помощи и спасания людей на море от 23 сентября 1910 г. гласит: «Каждый капитан обязан, насколько он может это сделать без серьезной опасности для своего судна, своего экипажа и пассажиров, оказать помощь всякому лицу, даже враждебному, встреченному в море, находящемуся в опасности погибнуть».
В статье 12 Конвенции об открытом море 1958 г. закреплено, что каждое государство вменяет в обязанность капитану любого судна, плавающего под его флагом, не подвергая серьезной опасности свое судно, экипаж и пассажиров, оказать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель, следовать со всей возможной скоростью на помощь погибающим, если ему сообщено, что они нуждаются в помощи, поскольку на такое действие с его стороны можно разумно рассчитывать 2 .
Аналогичное положение содержится и в п. 2 ст. 31 Закона РК «О торговом мореплавании» от 17 января»2002 г. 3 .
Непосредственным объектомданного преступления выступают общественные отношения в сфере обеспечения безопасности мореплавания. Вместе с тем, И. М. Тяжкова полагает, что таковым следует признавать жизнь и здоровье людей, оказавшихся в опасном положении.
Совершенно справедливо высказывание А. И. Коробеева о том, что бездействием лица вред жизни и здоровью людей причиняется не непосредственно, а путем нарушения иной системы отношений — отношений общественной безопасности в сфере охраны человеческой жизни на море, то есть указанный вред причиняется опосредованно.
Объективная сторонапреступления, предусмотренного ч. 1 ст. 305 УК РК выражается в бездействии капитана судна, не оказавшего помощи людям, терпящим бедствие и которую он мог и был обязан оказать. Терпящими бедствие являются люди, оказавшиеся в опасном для жизни состоянии вследствие крушения судна, на котором они находились. При этом, они могут находиться непосредственно в воде, на тонущем судне, на спасательных средствах (шлюпках, плотах) или на каком-либо предмете (на обломках корабля).
По смыслу закона не имеет значения, в силу каких причин люди оказались в бедственном положении: в результате крушения корабля, авиакатастрофы, опрокидывания или столкновения плавающих средств.
По конструкции состав анализируемого преступления — формальный. Деяние признается оконченным с момента, когда обнаружены погибающие или получены сигналы бедствия либо иные достоверные сведения о терпящих бедствие людях, которым капитан судна не оказал необходимой помощи при наличии реальной возможности ее оказать.
При этом, законодатель прямо отразил, что ответственность капитана возможна лишь в случаях, когда такая помощь не сопряжена с серьезной опасностью для судна, его экипажа и пассажиров. Серьезной опасностью может признаваться, например, наличие реальной угрозы столкновения и затопления судна, гибель членов экипажа, пассажиров или причинение вреда их здоровью, сложная метеорологическая обстановка (ураган, шторм), повреждение судна в результате столкновения.
Если оказанная помощь была сопряжена с риском для самих спасателей, то вопрос об ответственности капитана судна разрешается с учетом ст. 34 УК РК о крайней необходимости или ст. 35 УК РК об обоснованном риске.
Исходя из диспозиции ч. 1 ст. 305 УК РК местом совершения преступления является море или иной водный путь (океан, река, озеро, судоходный канал, акватория порта).
Субъективная сторонарассматриваемого преступления характеризуется умышленной формой вины. Авторы комментария к УК РК отмечают, что данное деяние совершается только с прямым умыслом 1 . А. И. Коробеев указывает, что оно может быть совершено как с прямым, так и с косвенным умыслом 1 . Полагаем, что в данном случае следует поддержать мнение авторов Комментария к Уголовному кодексу Республики Казахстан, так как преступление, сконструированное законодателем по типу формального состава, может совершаться только с прямым умыслом. Трудно представить ситуацию, в которой капитан судна безразлично относится к своему поведению или сознательно допускает такое поведение.
Мотив неоказания помощи терпящим бедствие может быть различным (тревога за перевозимый груз, корысть и т.д.). Мотив не является конструктивным признаком этого преступления и поэтому учитывается судом при индивидуализации наказания.
Часть 2 ст. 305 УК РК предусматривает ответственность за непринятие должных мер капитаном одного из столкнувшихся на море или водном пути судов спасения другого судна, повлекшее по неосторожности гибель судна или иные тяжкие последствия, если эти меры могли быть приняты без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров.
Статья 12 Конвенции об открытом море 1958 г. предписывает капитану судна при столкновении с другим судном принять должные меры по спасению последнего, также сообщить при возможности название своего судна, порты его регистрации, а также порты отправления и назначения. Это положение позднее было закреплено в п. Зет. 31 Закона РК «О торговом мореплавании» от 17 января 2002 г..
С объективной стороныанализируемое деяние выражается в невыполнении капитаном одного из столкнувшихся судов обязательных для него действий, необходимых для устранения опасности гибели другого судна. Ответственность при этом наступает при условии, если имеется реальная возможность оказать помощь без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров. Ответственность наступает независимо от того, кто виновен в столкновении.
Неоказание капитаном судна помощи другому судну, пострадавшему от столкновения с другим судном, образует признаки деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 305 УК РК.
По конструкции состав рассматриваемого преступления — материальный, при этом требуется наступление вредных последствий в виде гибели судна или иных тяжких последствий, а также причинной связи между деянием и общественно опасными последствиями.
Под тяжкими последствиями следует понимать причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевших, гибель одного или более лиц.
Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч.2 ст.305 УК РК, характеризуется неосторожной формой вины, в виде преступной самонадеянности или преступной небрежности. Капитан судна предвидит возможность наступления вредных последствий в результате непринятия должных мер по спасению другого судна, столкнувшегося с его судном, но без достаточных к тому оснований рассчитывает на их предотвращение либо не предвидит возможности наступления вредных последствий, хотя при должной внимательности и предусмотрительности должен был и мог их предвидеть.
Вместе с тем, следует поддержать позицию авторов Комментария к Уголовному кодексу Республики Казахстан, которые отмечают, что деяние, предусмотренное ч. 2 ст. 305 УК РК, характеризуется умышленной формой вины, так как капитан осознает сам факт возможности принять необходимые меры для спасения другого судна, без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров.
Субьект преступления— специальный. Им является капитан судна (морского, речного) любого класса и назначения или лицо, в установленном порядке исполняющее его обязанности (помощник капитана, шкипер), либо лицо, находящееся на судне в единственном числе.
Иные лица (члены экипажа), не оказавшие помощь терпящим бедствие людям, подлежат ответственности по ст. 119 УК РК «Оставление в опасности».
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .
Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие
(ст. 270 УК РФ)
Объект преступления — безопасность терпящих бедствие на море или на ином водном пути как составная общественной безопасности.
Обязанность оказания капитаном судна помощи терпящим бедствие предусмотрена рядом законодательных и иных нормативных актов, в том числе и международно-правового характера. В первую очередь это Кодекс внутреннего водного транспорта РФ и Конвенция ООН по морскому праву 1982 года.
Объективная сторона преступления характеризуется бездействием — неоказанием капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров. Это бездействие (не в физическом, а в уголовно-правовом смысле) означает невыполнение лежащей на капитане судна обязанности оказать помощь терпящим бедствие на море или ином водном пути, вытекающей из указанных нормативных актов внутреннего (национального) и международно-правового характера.
Состав преступления, предусмотренный ст. 270 УК РФ, формальный и считается оконченным с момента бездействия — неоказания помощи людям, терпящим бедствие, независимо от того, будут или нет в конечном счете спасены люди.
Субъект преступления — капитан судна, не оказавший помощь людям, терпящим бедствие.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Капитан судна осознает опасность для людей, терпящих бедствие на море или ином водном пути, и имеющуюся возможность оказать им помощь без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров, однако бездействует, желая уклониться от оказания помощи.
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст
270 УК РФ). Непосредственный объект данного преступления —
общественные отношения, обеспечивающие безопасность людей, в силу
каких-либо причин оказавшихся в море или на другом водном пути (река,
озеро) и терпящих бедствие.
Объективная сторона преступления — бездействие по отношению к
обязанности оказания помощи или (и) активные действия, связанные,
например, с фальсификацией судовых документов, изменением курса,
чтобы обойти район бедствия, и т.д. Очень важна позиция закона
относительно того, что речь идет о любом водном пути. Отсюда следует и
то, что размер судна, капитан которого отказывается от оказания помощи,
не имеет значения. Поскольку жизнь человека — высшее благо, отказ от
помощи по мотиву опасения за сохранность своего груза неправомерен.
Ответственность наступает как в ситуации, когда корабль, терпящий
бедствие еще находится на плаву, так и когда люди с него спасаются на
спасательных средствах или вплавь. Неоказание помощи является
оконченным преступлением независимо от того, наступили ли такие
последствия, как гибель людей. Причина бедствия не имеет значения.
Ситуация бедствия будет и в случае, когда грозящая гибель связана с тем,
что судно потеряло управление, на нем кончаются запасы продуктов, воды
Принадлежит ли судно той же стране, что и судно, капитан которого
отказывается от спасения людей, или другой стране, не влияет на
ответственность. Не влияет на ответственность и то обстоятельство, что в
районе бедствия находятся другие судна, которые могут оказать помощь.
Вместе с тем капитан освобождается от ответственности, если при
оказании помощи терпящим бедствие серьезной опасности подвергнутся
его судно, экипаж, пассажиры (материальные потери, например, от
просрочки даты предполагаемого прибытия в порт, порчи груза и т.д. в
этот перечень не входят). Серьезная опасность — оценочное понятие, но
речь идет об опасности, сравнимой по характеру с той, в которой
находятся люди, терпящие бедствие.
Субъективная сторона рассматриваемого преступления в отличие от
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
большинства других транспортных преступлений связана с прямым или
Субъект деяния — специальный: капитан или лицо, принявшее на
себя его обязанности.
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 305 УК)
Повреждение или разрушение трубопроводов (ст. 304 УК)
Непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения по обеспечению безопасности эксплуатации трубопроводов. Непосредственным дополнительным объектом — жизнь и здоровье потерпевших.
Объективная сторона рассматриваемого преступления, заключается в повреждении или разрушении трубопроводов, создавших реальную угрозу причинения вреда здоровью людей или окружающей среде.
Под повреждением или разрушением трубопровода следует понимать приведение их в негодное для транспортировки груза (нефти, газа и т.д.) состояние, при котором восстановление невозможно либо требует дополнительных материальных затрат.
Приведение в негодное состояние может быть следствием наезда какого-либо транспортного средства (трактора, грейдера и т. п.) или нарушение различных правил при проведении в непосредственной близости от трубопровода тех или иных работ (строительных, земляных, лесных разработок и др.).
Данное преступление считается оконченным с момента совершения действий, выразившихся в повреждении или разрушении трубопроводов, что в результате создало реальную угрозу наступления последствий, указанных в законе. О степени серьезности грозящей опасности необходимо судить, исходя из конкретных обстоятельств дела с учетом правил эксплуатации трубопроводов.
Субъективная сторона преступления выражается в неосторожной форме вины в виде преступной самонадеянности или преступной небрежности.
Субъектом преступления могут быть любые лица, достигшие 16-летнего возраста.
Согласно частям 2 и 3 анализируемой статьи, уголовная ответственность наступает за то же действие, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью людей либо причинение крупного ущерба или смерть одного или нескольких человек.
Состав преступления — материальный, и оно считается оконченным с момента наступления указанных выше последствий.
По частям 2 и 3 статьи 304 УК привлекаем к уголовной ответственности при установление причинной связи между действием и наступившими последствиями.
Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения по обеспечению безопасности жизни людей, терпящих бедствие на море или ином водном пути, или общественные отношения по обеспечению безопасности движения и эксплуатации водного транспорта.
Объективная сторона преступления, предусмотренного выражается в бездействии в виде неоказания капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров. Такой вывод вытекает из анализа статьи 12 Конвенции об открытом море 1958 года, согласно которой каждое государство вменяет в обязанность капитану любого судна, плавающего под его флагом, не подвергая серьезной опасности судно, экипаж и пассажиров, оказать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель; следовать со всей возможной скоростью на помощь погибающим, если ему сообщено, что они нуждаются в помощи.
Деяние считается оконченным с момента, когда обнаружены погибающие или получены сигналы бедствия либо иные достоверные сведения о терпящих бедствие, которым капитан судна не оказал необходимой помощи при наличии реальной возможности ее оказать без серьезной опасности для судна, его экипажа и пассажиров.
Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла. Виновный сознает, что имеет реальную возможность принять необходимые меры для оказания помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути, без серьезной опасности для его судна, членов экипажа или пассажиров и не желает их принимать.
По части 2 статьи 305 УК ответственность наступает независимо от того, кто виновен в столкновении. Неоказание капитаном судна помощи другому судну, пострадавшему от столкновения с третьим судном или по иным причинам, уголовной ответственности не влечет.
Объективная сторона преступления, предусмотренного частью 2 статьи 305 УК, выражается в преступном бездействии капитана одного из столкнувшихся на море или водном пути судов обязанного принять должные меры по спасению другого судна, если эти меры могли быть приняты без серьезной опасности для своего судна, экипажа и пассажиров.
Местом совершения анализируемого преступления может быть море или иной водный путь (океан, судоходный канал и др.).
Для привлечения лица к ответственности необходимо наступление указанных в законе последствий и наличие причинной связи между деянием и последствиями.
По части 2 статьи 305 УК субъективная сторона предполагает неосторожную форму вины в виде преступной самонадеянности или преступной небрежности.
Субъектом данного преступления является капитан морского, речного судна любого класса и назначения или лицо, выполнявшее его обязанности.
Лекция № 23. Общая характеристика коррупционных преступлений и иных преступлений против интересов государственной службы (1 час)
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Уголовное право. Особенная часть (главы XI-XXI)

Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК РФ)
Неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров, —
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Данное преступление редко встречается в практике. Так, в 1997-2008 гг. не было зарегистрировано ни одного преступления, предусмотренного ст. 270 УК РФ.
Статья 270 УК РФ предусматривает ответственность за неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров.
Объект преступления — безопасность терпящих бедствие на море или на ином водном пути как составная общественной безопасности.
Обязанность оказания капитаном судна помощи терпящим бедствие предусмотрена рядом законодательных и иных нормативных актов, в том числе и международно-правового характера. В первую очередь это кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ и Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.
В соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта РФ капитан судна обязан, если он может сделать это без серьезной опасности для своего судна и находящихся в нем лиц, оказать помощь любому лицу, терпящему бедствие на воде. Капитан каждого из столкнувшихся судов обязан оказать помощь другому участвовавшему в этом столкновении судну, его пассажирам и членам его экипажа.
Обязанность оказания помощи на море устанавливает указанная Конвенция 1982 г. В соответствии с ней каждое государство вменяет в обязанность капитану любого судна, плавающего под его флагом, в той мере, в какой капитан может это сделать, не подвергая серьезной опасности судно, экипаж или пассажиров: а) оказывать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель; б) следовать со всей возможной скоростью на помощь терпящим бедствие, если ему сообщено, что они нуждаются в помощи, поскольку на такое действие с его стороны можно разумно рассчитывать; в) после столкновения оказать помощь другому судну, его экипажу и его пассажирам и, когда это возможно, сообщить этому другому судну наименование своего судна, порт его регистрации и ближайший порт, в который оно зайдет. Кроме того, Конвенция предписывает, что каждое прибрежное государство должно способствовать организации, деятельности и содержанию соответствующей эффективной поисково-спасательной службы для обеспечения безопасности на море и над морем, а также, когда того требуют обстоятельства, оно обязано сотрудничать в этих целях с соседними государствами посредством взаимных региональных договоренностей.
Конвенция 1982 г. определяет и уголовную юрисдикцию в случае столкновения морских судов (последствием чего может быть и неоказание в дальнейшем помощи терпящим бедствие). В соответствии с ней в случае столкновения или какого-либо другого навигационного инцидента в открытом морс, влекущего уголовную или дисциплинарную ответственность капитана или какого-либо другого лица, служащего на судне, никакое уголовное или дисциплинарное преследование против этого лица не может быть возбуждено, иначе как перед судебными или административными властями государства флага соответствующего судна или того государства, гражданином которого это лицо является. Согласно Конвенции ни арест, ни задержание судна не могут быть произведены даже в качестве меры расследования по распоряжению каких-либо властей, кроме властей государства флага.
Объективная сторона преступления характеризуется бездействием — неоказанием капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров. Это бездействие (не в физическом, а в уголовно-правовом смысле) означает невыполнение лежащей на капитане судна обязанности оказать помощь терпящим бедствие на море или ином водном пути, вытекающей из указанных нормативных актов внутреннего (национального) и международно-правового характера. Состав преступления, предусмотренный ст. 270 УК РФ, формальный и считается оконченным с момента бездействия — неоказания помощи людям, терпящим бедствие, независимо от того, будут или нет в конечном счете спасены люди.
Субъект преступления — капитан судна, не оказавший помощь людям, терпящим бедствие.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Капитан судна осознает опасность для людей, терпящих бедствие на море или ином водном пути, и имеющуюся возможность оказать им помощь без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров, однако бездействует, желая уклониться от оказания помощи.
Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК)
Диспозиция бланкетная, отсылает, например, к Водному кодексу РФ и др.
Объективная сторона состоит в неоказании капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров.
Деяние выражается в форме бездействия. При этом уголовная ответственность исключается, если такая помощь могла быть оказана с серьезной опасностью для своего судна, его экипажа и пассажиров.
Состав по конструкции: формальный.
Субъективная сторона: прямой умысел.
Субъект: специальный — капитан судна.
Нарушение правил международных полетов (ст. 271 УК)
Диспозиция бланкетная. В соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1084; а также Положением о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 395 и Положением о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 396, использование воздушного пространства без разрешения соответствующих оперативных органов единой системы организации воздушного движения РФ запрещается. Такими органами являются Межведомственная комиссия по использованию воздушного пространства РФ, зональные межведомственные комиссии по использованию воздушного пространства РФ, Управление по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением Минобороны России, управление с аналогичными функциями Федерального агентства воздушного транспорта, оперативные органы единой системы организации воздушного движения РФ.
Объективная сторона состоит в несоблюдении указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или ином нарушении правил международных полетов.
Состав по конструкции: формальный.
Субъективная сторона: прямой умысел.
Субъект: специальный — лицо, обязанное соблюдать правила международных полетов.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8772 —


185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Статья 270 УК РФ. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие
Неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров, —
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Комментарии к ст. 270 УК РФ
1. Согласно Международной конвенции о спасании 1989 г. каждый капитан обязан, поскольку он может это сделать, не подвергая серьезной опасности свое судно и находящихся на нем лиц, оказывать помощь любому лицу, которому угрожает гибель в море.
Вступила в силу для России 25.05.2000 (СЗ РФ. 2001. N 3. Ст. 217).
2. Объектом преступления являются жизнь и здоровье потерпевших. При этом надо иметь в виду, что круг потерпевших, предусмотренный комментируемой статьей, не совпадает с кругом потерпевших от нарушения правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта (ст. 263 УК). Общественная опасность рассматриваемого преступления выражается в том, что капитан не выполняет возложенные на него указанной Конвенцией и национальным законодательством обязанности по оказанию помощи лицам, терпящим бедствие. Следовательно, оно представляет собой специальный вид оставления в опасности.
3. Объективная сторона выражается в бездействии — невыполнении указанных обязанностей капитана.
Уголовная ответственность по ст. 270 УК возможна, если установлено, что:
на море или ином водном пути (реке, озере) люди терпят бедствие;
данное обстоятельство известно капитану судна (терпящие бедствие обнаружены визуально; получены сигналы бедствия либо иные сведения, с достоверностью свидетельствующие об этом);
капитан судна имеет реальную возможность (с учетом ситуации, местонахождения, метеоусловий, технических характеристик судна и т.д.) оказать помощь;
оказание помощи не подвергает серьезной опасности судно, его экипаж и пассажиров;
несмотря на наличие указанных обстоятельств, помощь людям, терпящим бедствие, не оказывается.
Преступление имеет формальный состав и считается оконченным с момента неоказания помощи. Для решения вопроса об уголовной ответственности не имеет значения, погибли или остались живыми люди, которые находились в опасном для жизни или здоровья состоянии. Не влияет на правовую оценку и то, в результате чего они оказались в таком положении; главное заключается в том, что люди потерпели бедствие, и если не вмешаться в развитие событий, то их гибель неминуема.
4. Состав рассматриваемого преступления отсутствует, если оказание помощи сопряжено с опасностью для судна, его экипажа и пассажиров. Эта опасность согласно закону должна быть серьезной, т.е. ставящей под угрозу живучесть транспортного средства либо жизнь или здоровье находящихся на нем людей. Законодательной формулой не охватывается возможный вред имущественного характера, поэтому отказ от оказания помощи из-за неизбежных материальных затрат (в связи с изменением курса движения, штрафными санкциями в результате нарушения договорных обязательств, наличием на борту скоропортящегося груза и т.д.) не исключает уголовную ответственность.
5. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что не оказывает помощь терпящим бедствие на воде, и желает этого, хотя имеет реальную возможность оказать необходимую помощь.
6. Субъектом преступления является капитан судна. Законодатель использует обобщенное понятие. Уголовной ответственности по ст. 270 подлежат не только лица, должность которых именуется таким образом, но и лица, чья должность называется иначе, хотя фактически они руководят экипажем (например, шкипер) либо находятся на судне в единственном числе.
7. Капитан судна, терпящего бедствие на море или на ином водном пути, за неоказание помощи членам его экипажа или пассажирам несет ответственность не по ст. 270, а по ст. 125 УК. Этой же статьей охватывается бездействие члена экипажа по отношению к пассажирам при невыполнении приказа капитана судна об оказании помощи и т.д.
Статья 270. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие
Неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров, —
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Комментарий к статье 270 УК РФ
1. Анализируемое преступление относится к преступлениям международного характера (конвенционное преступление).
2. Объект преступления — безопасность людей, терпящих бедствие на водном пути.
Нормативные акты, действующие на морском и речном флоте, содержат требования об оказании капитаном корабля помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути (реке, озере).
3. Объективная сторона преступления заключается в неоказании помощи людям, терпящим бедствие на водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров.
Неоказание помощи выражается в несовершении действий, которые требовалось совершить капитану корабля в конкретной ситуации в связи с тем, что на море или на ином водном пути люди терпят бедствие. Терпящими бедствие должны признаваться люди, оказавшиеся в воде, на борту тонущего корабля, в лодке, на плоту и т.п., которым реально угрожает смерть или оставление их без помощи.
Для состава преступления необязательно, чтобы неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие, привело к их гибели.
Ответственность капитана за неоказание помощи исключается, когда эта помощь была сопряжена с серьезной и реальной опасностью для своего судна (например, опасность взрыва, пожара) и находившихся на нем экипажа и пассажиров.
4. С субъективной стороны преступление совершается умышленно: лицо сознает необходимость оказания помощи людям, гибнущим на море или на ином водном пути, и возможность оказания этой помощи без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров, но не оказывает этой помощи.
5. Субъектом преступления признается капитан судна или лицо, выполняющее его обязанности во время возникновения ситуации, требующей оказания помощи людям, терпящим бедствие.
Действия членов экипажа, не выполнивших требования капитана судна об оказании помощи людям, терпящим бедствие, могут быть квалифицированы по ст. 125 УК.
Другой комментарий к статье 270 УК РФ
Объектом рассматриваемого преступного деяния являются общественные отношения, связанные с обеспечением безопасности жизни людей, терпящих бедствие на воде.
Объективная сторона характеризуется бездействием, состоящим в неоказании капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров. Место преступления является обязательным признаком рассматриваемого состава преступления. Им является море или иные водные пути. К последним относится водное пространство (например, реки, озера, водохранилища), используемые для судоходства.
Терпящими бедствие считаются люди, которые непосредственно находятся в воде или спасаются при помощи подручных плавающих предметов, спасательных средств, а также находящиеся на судне и подающие сигнал бедствия, если при этом им угрожает опасность.
В соответствии со ст. 30 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ капитан судна обязан, если он может сделать это без серьезной опасности для своего судна и находящихся на нем лиц, оказать помощь любому лицу, терпящему бедствие на воде.
При квалификации деяния необходимо установить, имел ли капитан реальную возможность в сложившейся обстановке оказать помощь терпящим бедствие и не было ли это связано с серьезной опасностью для своего судна, экипажа и пассажиров. Если спасение было сопряжено с серьезной опасностью, состав преступления отсутствует. Серьезность опасности определяется исходя из обстоятельств происшествия и может выражаться в возможности гибели судна, угрозе жизни или здоровью людей. Опасность не признается серьезной в случае, если оказание помощи терпящим бедствие сопряжено только с имущественным ущербом (штрафные санкции за опоздание, повреждение груза и т.п.).
Состав преступления формальный. Преступление окончено с момента неоказания помощи независимо от наступления либо ненаступления последствий (люди могут как погибнуть, так и спастись самостоятельно или с помощью других лиц).
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Субъективная сторона преступления характеризуется только прямым умыслом, при котором виновный осознает общественную опасность неоказания помощи терпящим бедствие и бездействует, несмотря на реальную возможность спасти людей.
Субъект преступления специальный — капитан судна независимо от формы собственности, конструкции и водоизмещения или лицо, исполняющее его обязанности. Не являются субъектами преступления водители лодок, катеров и тому подобных транспортных средств. При наличии соответствующих обстоятельств их деяние может быть квалифицировано по ст. 125 УК РФ.
Источники
Розен, Александр Последние две недели. Прения сторон / Александр Розен. — М.: Советский писатель. Москва, 2016. — 528 c.
Исследования по истории и теории развития авиационной и ракетно-космической науки и техники: моногр. . — М.: Наука, 2011. — 264 c.
Конституционное право зарубежных стран; АСТ, Сова — Москва, 2010. — 160 c.- Смоленский, М. Б. Теория государства и права для студентов вузов / М.Б. Смоленский. — М.: Феникс, 2014. — 256 c.
- Семенова, Анастасия Дом — зеркало судьбы. Как приворожить удачу для всей семьи; СПб: Невский проспект, 2013. — 157 c.

Работаю юристом в консалтинговой компании в городе Москва. Опыт работы более 12 лет.
Образование высшее юридическое. Направление юриспруденция.
Рад Вас видеть на моем сайте.