Образовательная деятельность и образовательные организации в рф

Самое полезное в статье: "Образовательная деятельность и образовательные организации в рф" с комментариями и выводами экспертов. На странице собрана и подготовлена полезная информация по теме. Если у вас возникнут вопросы вы всегда можете обратиться к дежурному юристу.

Глава 3. Лица, осуществляющие образовательную деятельность (ст.ст. 21 — 32)

Глава 3. Лица, осуществляющие образовательную деятельность

См. комментарии к главе 3 настоящего Федерального закона

>
Образовательная деятельность
Содержание
Закон об образовании

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Типы и виды образовательных организаций

Система российского образования на современном этапе развития претерпевает существенные изменения.

Принятие нового базового закона об образовании направлено не только на комплексную модернизацию данной сферы правоотношений, но и на расширение возможности граждан по получению образовательных услуг.

Изобилие учебных заведений, равно как и многообразие реализуемых ими образовательных программ, появление новых форм обучения, зачастую ставят потенциального потребителя образовательных услуг перед трудным выбором.

На сегодняшний день, под образовательной организацией законодатель понимает некоммерческую организацию, осуществляющую на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности.

Однако не все образовательные организации имеют одинаковый правовой статус.

Прежде всего, образовательные организации создаются в формах, установленных гражданским законодательством для некоммерческих организаций.

Почему именно некоммерческие организации могут заниматься образовательной деятельностью?

Законодательство Российской Федерации определяет, что некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в том числе, в целях удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан.

Образовательная организация по своей юридической природе призвана осуществлять образовательный процесс, реализуя при этом одну или несколько учебных программ, т.е. она как и предполагается для некоммерческих организаций призвана удовлетворять духовные и иные нематериальные потребности граждан.

Для образовательных организаций наиболее приемлемыми организационно-правовыми формами некоммерческих организаций являются учреждение и автономная некоммерческая организация.

Кроме того, образовательные организации в зависимости от учредителей подразделяются на государственные, муниципальные или частные.

В ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций Управления Минюста России по Тамбовской области внесены сведения о 84-х частных образовательных организациях, из них в форме частных учреждений – 64, автономных некоммерческих организаций — 20.

Следует отметить, что законодательством Российской Федерации об образовании строго регламентирована классификация образовательных организаций по их типам. Прежде всего, все типы образовательных организаций классифицируются на: основные и дополнительные.

К образовательным организациям, реализующим основные образовательные программы, относятся следующие типы:

дошкольная образовательная организация;

профессиональная образовательная организация.

Дополнительные образовательные программы вправе реализовывать следующие типы образовательных организаций:

организация дополнительного образования;

организация дополнительного профессионального образования.

[1]

Исходя из изложенного, образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, которые они реализуют. Таким образом, чтобы определиться с типом конкретной образовательной организации, первоначально необходимо знать какие же виды образовательных программ будут либо уже реализуются в приоритетном порядке в данной организации.

Поскольку указание на тип образовательной организации должно обязательно содержаться в ее наименовании, образовательным организациям следует придерживаться классификации, установленной законодательством Российской Федерации об образовании.

Негосударственный сектор образовательных услуг, первоначально позиционирующийся в качестве альтернативы государственному образованию, все больше и больше завоевывает доверие граждан. Поддержание высокого уровня качества оказываемых в негосударственных образовательных организациях услуг, приводят к признанию негосударственного образования не менее эффективным, нежели образование, предоставляемое государственными и муниципальными учреждениями.

Спектр образовательных услуг, предоставляемых частными образовательными организациями, зарегистрированными на территории Тамбовской области довольно широк: среднее профессиональное (3) и дополнительное профессиональное образование (5), дошкольное образование (2), дополнительное языковое образование (2), обучение водителей (46), религиозное образование (4), подготовка персонала (5), подготовка частных охранников (5) и др.

Следуя нормам Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с данным законом не позднее 1 января 2016 года.

Кроме того, частным (негосударственным) образовательным учреждениям при приведении уставов в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» необходимо учитывать нормы Гражданского Кодекса Российской Федерации, запрещающие соучредительство.

Таким образом, негосударственным образовательным учреждениям, имеющим несколько учредителей необходимо до 01.01.2016 пройти процедуру реорганизации в форме преобразования в автономную некоммерческую образовательную организацию, одновременно приведя устав созданной организации – правопреемника в соответствие с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

По всем возникающим вопросам, касающимся государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы частных (негосударственных) образовательных организаций, а также их реорганизации необходимую информацию можно получить в Управлении Минюста России по Тамбовской области по адресу: 392036, г. Тамбов, ул. К. Маркса, д.142, каб. № 4, тел.: (4752) 47-65-79.

Начальник отдела по делам некоммерческих организаций

Статья 23. Типы образовательных организаций

Статья 23 . Типы образовательных организаций

См. комментарии к статье 23 настоящего Федерального закона

1. Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.

Читайте так же:  Кратко и полезно о сдельно-премиальной системе оплаты труда – применение, плюсы и минусы, расчет зар

2. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

1) дошкольная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

2) общеобразовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 238-ФЗ в пункт 3 части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона внесены изменения

3) профессиональная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;

4) образовательная организация высшего образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

3. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

1) организация дополнительного образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

2) организация дополнительного профессионального образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

4. Образовательные организации, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:

1) дошкольные образовательные организации — дополнительные общеразвивающие программы;

2) общеобразовательные организации — образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 238-ФЗ в пункт 3 части 4 статьи 23 настоящего Федерального закона внесены изменения

3) профессиональные образовательные организации — основные общеобразовательные программы, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;

4) образовательные организации высшего образования — основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;

5) организации дополнительного образования — образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения;

6) организации дополнительного профессионального образования — программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.

5. Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.

6. В наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).

Новый закон «Об образовании»: что нового ждет частные образовательные организации с 01 сентября 2013 г.?

С 01 сентября 2013 г. вступает в силу Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Одновременно Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» и Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» утрачивают силу. Теперь деятельность всех образовательных организаций, в том числе высшего и послевузовского профессионального образования, регулируется одним законом. Об основных положениях нового закона, касающихся частных образовательных организаций (учреждений), рассказывает Кололеева Светлана Викторовна, Руководитель корпоративной практики Юридической фирмы «Юста Аура».

1. Главное изменение — расширение круга лиц, имеющих право заниматься образовательной деятельностью

  • Регистрация образовательных организаций
  • Приведение уставов НОУ, НОЧУ в соответствие с новым законом об образовании
  • Разработка документов образовательной организации, обязательных для размещения на ее сайте
  • Правовой анализ информации и документов образовательной организации, подлежащих размещению на ее сайте

Автор: Кололеева Светлана Викторовна

Опубликовано: Правовая газета «Статус» № 7 (27) 2013 С. 14-15

Образовательные организации. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Типы образовательных организаций определены в ФЗ №273. В этом нормативном акте также приводятся характеристики и ключевые цели учреждений, порядок их формирования, реорганизации, ликвидации, условия работы. Рассмотрим их подробнее.

Статья 23 (ч. 1)

Типы образовательных организаций различаются в зависимости от учебных планов, которые они реализуют. В них могут включаться основные или дополнительные дисциплины. В соответствии с этим, выделяют:

  1. Дошкольные организации.
  2. Профессиональные учебные заведения.
  3. Общеобразовательные организации.
  4. Вузы.

В ДОУ реализуются учебные планы дошкольной направленности. Кроме этого, в задачи этих учреждений входит уход и присмотр за детьми. Профессиональные учебные заведения представлены техникумами, колледжами и пр. В них реализуются программы среднего профобразования. В вузах, как правило, предусматривается бакалавриат и магистратура. Кроме этого, в таких учебных заведениях ведется научная работа. Общеобразовательная школа реализует учебные планы в начальных, средних и старших классах. Учреждение принимает детей, окончивших ДОУ и подготавливает их в течение 10 лет к поступлению в вуз.

ФЗ №273 определяет также организации, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным дисциплинам. При этом данная работа является основной их целью. В Законе определены образовательные организации основного и профессионального дополнительного обучения. Они проводят педагогическую работу, не включенную в ООП.

Комментарии к Закону

В ст. 1 ч. 1 ФЗ №273 определяются субъекты, имеющий право вести обучение. Ими являются образовательные организации, а также индивидуальные предприниматели. Указанные субъекты наделяются правами, обязанностями, несут ответственность и обладают социальными гарантиями. Данные положения распространяются и на работников учреждений.

Читайте так же:  Проверка двигателя по номеру на угон

Образовательные организации

В качестве них выступают некоммерческие структуры. Общеобразовательные организации работают на основании лицензии. Обучение в них выступает основной целью создания. Учреждения, осуществляющие деятельность в сфере образования, представляют собой организации, которые также работают по лицензии. Реализуя основные задачи, они дополнительно проводят обучение. Образовательные организации создаются в формах, предусмотренных гражданским законодательством, регламентирующим работу некоммерческих структур.

[2]

Частные учебные заведения

Их работа также регулируется ФЗ №273. В Законе такие учреждения определяются как организации, созданные в установленном нормами порядке, одним или несколькими гражданами либо их объединениями. Не могут формировать такие учебные заведения зарубежные религиозные общества. Право создавать организации, которые реализуют образовательные программы в области безопасности и обороны государства, принадлежит только РФ.

Особенности наименования

В названии учебного заведения могут присутствовать указания на специфику работы. Например, «общеобразовательная школа с математическим уклоном». В наименовании может присутствовать указание на интеграцию учебных планов разного типа. Программа деятельности образовательной организации может предусматривать дополнительные задачи. Например, это может быть коррекция, содержание, реабилитация, психолого-педагогическое сопровождение, технологическая, научно-исследовательская и прочая работа. Указание на это также может присутствовать в названии учебного заведения.

Реорганизация и ликвидация

Видео (кликните для воспроизведения).

Мероприятия, связанные с изменением организационно-правового статуса учебных заведений, проводятся по решению исполнительного органа регионального, федерального или местного уровня. Реорганизация и ликвидация учреждений выполняется в соответствии с положениями гражданского законодательства с учетом специфики, предусмотренной в ФЗ №273. Формирование образовательных организаций осуществляется аналогичным образом. При принятии решения исполнительным органом соответствующего уровня должна быть проведена оценка его последствий. Анализ результатов проводит специальная комиссия. При реорганизации или ликвидации образовательного учреждения, расположенного в сельской местности, во внимание принимается мнение местных жителей. В соответствии со ст. 22 (части 13 и 14), порядок, в соответствии с которым выполняется оценка последствий решения, а также формируется специальная комиссия и подготавливается заключение, определяется Правительством РФ либо компетентной региональной структурой.

В ст. 25, ч. 1 ФЗ №273 определено, что в образовательной организации должен присутствовать документ, устанавливающий основные положения ее деятельности. Им является устав. Этот документ утверждается в порядке, определенном законодательством. В части второй указанной статьи предусмотрен перечень условий, которые должны присутствовать в уставе. Так, в документе указываются сведения о:

  1. Типе организации.
  2. Учредителе.
  3. Реализуемых образовательных программах с указанием направленности или уровня обучения.
  4. Компетенции и структуре административного аппарата учреждения, сроках его полномочий, порядке его создания.

В устав также включается и иная информация, предусмотренная в российском законодательстве.

Специфика работы индивидуальных предпринимателей

Граждане могут осуществлять образовательную деятельность как самостоятельно, так и привлекая наемных преподавателей. Статьей 32 ФЗ №273 предписано обязательное прохождение госрегистрации индивидуального предпринимателя в ФНС либо ее территориальном подразделении. При этом налоговая служба должна уведомить исполнительный орган соответствующего уровня о постановке на учет такого субъекта. До начала оказания образовательных услуг на платной основе, индивидуальный предприниматель должен предоставить родителям и обучающемуся сведения о:

  1. Госрегистрации в качестве ИП.
  2. Уровне профоподготовки, общем стаже работы, продолжительности индивидуальной деятельности в области образования. Аналогичные данные предоставляются и в отношении наемных преподавателей.

По смыслу гражданского законодательства, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области образования на платной основе, должны заключать соответствующие договоры. Они могут быть в простой письменной форме. Договор должен отражать основные условия предоставления услуг, обязанности и права, а также ответственность сторон. Кроме этого, в документе определяется срок, порядок и размер оплаты.

Образовательная деятельность и образовательные организации в РФ

Автор: Путило Наталья Васильевна, к.ю.н., зав. отделом социального законодательства ИЗиСП при Правительстве РФ

О некоторых аспектах правового положения образовательной организации, реализующей программы в области искусств

В соответствии с ч. 5 ст. 77 Федерального закона 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, а также лиц, добившихся успехов в учебной деятельности, научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности и физкультурно-спортивной деятельности, в образовательных организациях создаются специализированные структурные подразделения, а также действуют образовательные организации, имеющие право реализации основных и дополнительных образовательных программ, не относящихся к типу таких образовательных организаций. Следовательно, нетиповыми образовательными организациями являются организации, которые реализуют основные и дополнительные образовательные программы, не относящиеся к типу таких образовательных организаций.

Порядок комплектования указанных специализированных структурных подразделений и указанных нетиповых образовательных организаций обучающимися устанавливается учредителями соответствующих образовательных организаций с учетом уровня и направленности реализуемых образовательными организациями образовательных программ, обеспечивающих развитие интеллектуальных, творческих и прикладных способностей обучающихся в образовательных организациях.

Требования к деятельности любой образовательной организации, разделение их на типы установлены в ст. 23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Так, в Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

1) дошкольная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

2) общеобразовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

Читайте так же:  Как происходит увольнение за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей пошаговая инструкция с

3) профессиональная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;

4) образовательная организация высшего образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

1) организация дополнительного образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

2) организация дополнительного профессионального образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

Перечисленные образовательные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности. Так, в отношении общеобразовательных организаций Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что они могут реализовывать образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения. Иные программы, в том числе программы профессионального образования общеобразовательная организация реализовывать не имеет права. Для того, чтобы образовательная организация, основной уставной целью которой является реализация программ общего образования, могла реализовывать иные образовательные программы (кроме программ дошкольного образования, дополнительных общеобразовательных программ и программ профессионального обучения), она должна иметь статус нетиповой образовательной организации. Именно нетиповые образовательные организации имеют право реализации основных и дополнительных образовательных программ, не относящихся к типу таких образовательных организаций.

Согласно ст. 75 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы, причем дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей. В силу это общеобразовательная организация вправе реализовать дополнительные предпрофессиональные программы и без получения статуса нетиповой. Что касается вопроса о возможности зачисления детей в школу по итогам прослушивания, то согласно приказу Минкультуры России от 14.08.2013 № 1145 «Об утверждении порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств» прием на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств проводится на основании результатов индивидуального отбора, проводимого в целях выявления лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы творческие способности и физические данные.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и ст. 11 Закона Санкт-Петербурга от 17.07.2013 № 461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге» создаются нетиповые государственные организации, например: Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных». Согласно Закону Санкт-Петербурга от 11.05.2006 № 223-35 «О государственных унитарных предприятиях Санкт-Петербурга, государственных учреждениях Санкт-Петербурга и иных коммерческих и некоммерческих организациях, учредителем (участником, акционером, членом) которых является Санкт-Петербург» Правительство Санкт-Петербурга учреждает, реорганизует и ликвидирует предприятия и учреждения, включая нетиповые образовательные организации.

Согласно ст. 83 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в области искусств реализуются интегрированные образовательные программы в области искусств. Однако в Федеральном законе четко указано, что это — образовательные программы среднего профессионального образования, — следовательно, общеобразовательная организация, не имеющая статус нетиповой образовательной организации, не вправе их реализовывать.

В настоящее время согласно ст. 60 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» существует строго ограниченное видовое разнообразие документов об образовании:

Нетиповая образовательная организация может выдавать дипломы о среднем профессиональном образовании, а общеобразовательная организации – нет.

В настоящее время отсутствуют юридические основания, препятствующие общеобразовательной организации реализовать адаптированные образовательные программы. Согласно ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой. Следовательно, речь идет о любой образовательной программе любого уровня образования.

Согласно ст. 27 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, включая общежития, интернаты и т.д. Для этого не требуется получения статуса нетиповой образовательной организации.

Необходимость создания нетиповой образовательной организации обусловлена тем, что реализацией интегрированных программ и иных программ среднего профессионального образования общеобразовательная организация заниматься не имеет права. В ст. 83 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” однозначно указано: Интегрированные образовательные программы в области искусств реализуются в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования в очной форме обучения. Если акты субъекта Российской Федерации это игнорируют, то на них нельзя ориентироваться. Первостепенное значение имеют нормы Федерального закона.

Некоммерческие образовательные организации. Порядок создания, деятельности и ликвидации

Образовательная организация (учреждение)– это некоммерческая организация, созданная с целью осуществления образовательного процесса, направленного на воспитание и обучение граждан посредством реализации установленных образовательных программ.

В статье 22 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закрепляются общие вопросы создания, реорганизации и ликвидации образовательных организаций. Следует отметить, что до принятия вышеуказанного закона законодатель использовал общее понятие «образовательное учреждение», распространяя его для целей образовательного законодательства на всех юридических лиц образовательной сферы. Такое семантическое тождество, учитывая постоянные нестыковки в нормах образовательных законов и иных нормативных актов, приводит к трудностям в правоприменении. В связи с этим законодатель предпочел отойти от традиционного для образовательного законодательства понятия «образовательное учреждение» или «учреждение образования» к понятию «образовательная организация» как к более общей форме обозначения таких юридических лиц, к тому же наглядно отражающей стремление законодателя к унификации юридических терминов.

Читайте так же:  Как оформить дарственную на долю в доме

Вид той или иной образовательной организации (учреждения) определяется в зависимости от того, кто является его учредителем. Учредителями образовательных учреждений могут быть:

• органы государственной власти Российской Федерации (субъектов РФ), органы местного самоуправления;

• отечественные и иностранные организации любой формы собственности, их объединения (ассоциации и союзы);

• отечественные и иностранные общественные и частные фонды;

• общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации;

• граждане Российской Федерации и иностранные граждане.

В настоящее время существует три основных вида образовательных организаций (учреждений):

• государственные (федеральные или находящиеся в ведении субъекта РФ);

• негосударственные (частные; учреждения общественных и религиозных организаций (объединений)).

В качестве учредителей государственных и муниципальных образовательных организаций (учреждений) могут выступать органы государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ, либо органы местного самоуправления.

В качестве учредителей некоммерческих образовательных организаций (учреждений) могут выступать граждане Российской Федерации.

Негосударственные образовательные организации (учреждения) создаются в организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них гражданским законодательством РФ. В большинстве случаев негосударственные образовательные организации создаются в форме частных учреждений (НОУ), однако в последние годы распространение получила и такая организационная форма как автономная некоммерческая организация (АНО). Обучение в НОУ и АНО, как правило, осуществляется на платной основе. Платная образовательная деятельность НОУ не считается предпринимательской, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат по обеспечению образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении.

Как и бюджетные образовательные организации (учреждения), НОУ и АНО осуществляют свою деятельность на основании уставов. Типовые положения, являющиеся для ГОУ и МОУ обязательными, для негосударственных образовательных учреждений выполняют функции примерных. В отличие от бюджетных учреждений негосударственные образовательные организации могут быть собственниками имущества в соответствии с законодательством. Имущество, переданное АНО ее учредителями (учредителем), в отличие от учреждения, является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, которое они передают в собственность (п. 1 ст. 10 Федерального Закона «О некоммерческих организациях»).

Образовательные организации (учреждения), являясь некоммерческим организациями, вправе осуществлять предпринимательскую и иную, приносящую доходы, деятельность, но исключительно в случаях, предусмотренных действующим законодательством. При этом все виды осуществляемой образовательными организациями) учреждениями деятельности обязательно должны быть отражены в их уставах.

Образовательные организации (учреждения) вправе открывать филиалы (отделения или иные структурные подразделения), которые могут осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица, т.е. также вести образовательный процесс. Филиалы выступают от имени создавшего их учреждения (так как не являются юридическими лицами), действуют на основании устава образовательного учреждения и положения о филиале, а их руководители – на основании доверенности, выдаваемой головным образовательным учреждением. Конкретный перечень филиалов, отделений, иных структурных подразделений в обязательном порядке должен быть указан в уставе образовательного учреждения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации образовательные организации (учреждения), могут быть ликвидированы:

по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;

по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В связи с вступлением в силу 01.09.2014 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» автономная некоммерческая организация и частное учреждение будут признаваться унитарными юридическими лицами.

Статья 23. Закона об Образовании РФ. Типы образовательных организаций

1. Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.

2. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

  • дошкольная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;
  • общеобразовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;
  • профессиональная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;
  • образовательная организация высшего образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.
Читайте так же:  Где купить страховой полис дмс. рейтинг страховых медицинских компаний дмс

3. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

  • организация дополнительного образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;
  • организация дополнительного профессионального образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

4. Образовательные организации, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:

  • дошкольные образовательные организации — дополнительные общеразвивающие программы;
  • общеобразовательные организации — образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения;
  • профессиональные образовательные организации — основные общеобразовательные программы, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;
  • образовательные организации высшего образования — основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;
  • организации дополнительного образования — образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения;
  • организации дополнительного профессионального образования — программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.

5. Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.

6. В наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).

Если у Вас остались вопросы, то обратитесь за консультацией к нашим юристам.

Для того что бы понять, как действовать в вашем случае, пожалуйста заполните форму обратной связи. Кратко опишите Вашу ситуацию укажите Ваше Имя город и номер телефона отправьте заявку и получите консультацию нашего юриста в течении 10 минут.

Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации

Ст. 28 Закон об образовании в последней действующей редакции от 15 июня 2014 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации

1. Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

[3]

2. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:

4. Образовательные организации высшего образования осуществляют научную и (или) творческую деятельность, а также вправе вести подготовку научных кадров (в докторантуре). Иные образовательные организации вправе вести в соответствии с законодательством Российской Федерации научную и (или) творческую деятельность, если такая деятельность предусмотрена их уставами.

5. Образовательная организация вправе вести консультационную, просветительскую деятельность, деятельность в сфере охраны здоровья граждан и иную не противоречащую целям создания образовательной организации деятельность, в том числе осуществлять организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием).

6. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:

  • 1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;
  • 2) создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;
  • 3) соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
Видео (кликните для воспроизведения).

7. Образовательная организация несёт ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к её компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и её должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Источники


  1. Мархгейм, М. В. Правоведение / М.В. Мархгейм, М.Б. Смоленский, Е.Е. Тонков. — М.: Феникс, 2009. — 416 c.

  2. Грудцына, Л. Ю. Адвокатское право / Л.Ю. Грудцына. — М.: Деловой двор, 2014. — 320 c.

  3. Чайковская, Ольга Закон и человеческое сердце / Ольга Чайковская. — М.: Московский рабочий, 2016. — 152 c.
  4. Национал-экстремизм и судебная власть в современной России. — М.: ОФ Антифашист, 2014. — 121 c.
Образовательная деятельность и образовательные организации в рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here