Право инвалидов на беспрепятственный доступ к информации

Самое полезное в статье: "Право инвалидов на беспрепятственный доступ к информации" с комментариями и выводами экспертов. На странице собрана и подготовлена полезная информация по теме. Если у вас возникнут вопросы вы всегда можете обратиться к дежурному юристу.

Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры

Что означает ‘обеспечение беспрепятственного доступа к информации’

Многие инвалиды не испытывают проблем, связанных с обеспечением доступности средств массовой информации, средств связи, литературы и иных источников информации. Однако слепые и слабовидящие инвалиды способны воспринимать звуковую информацию, а глухие — визуальную информацию.

Государство гарантирует таким инвалидам право на получение необходимой информации и в связи с этим обеспечивает предоставление следующих гарантий в области информации:

Для слепых и слабовидящих

Выпускаются специальные книги рельефно-точечного и укрупненного шрифта, озвученные («говорящие») книги, рельефно-графические пособия, издается специальная литература на магнитофонных кассетах и литература, написанная рельефно-точечным шрифтом Брайля. Для них доступна литература различных жанров: периодика, публицистика, научная, справочная, учебная, художественная литература. Специальная литература содержится как в специализированных библиотеках, так и в универсальных библиотеках, где создаются отделы и секторы организации обслуживания инвалидов по зрению. Для обеспечения доступности библиотечного фонда для инвалидов библиотеки обеспечиваются специальными средствами тифлотехники

Для глухих, а также людей, имеющих проблемы с голосом

Для таких людей язык жестов признается как средство межличностного общения, в связи с чем введена система субтитрирования или сурдоперевода телевизионных программ, кино- и видеофильмов

В каком порядке осуществляется предоставление инвалидам услуг по сурдопереводу?

Правительством РФ утверждены Правила предоставления инвалидам услуг по сурдопереводу за счет средств федерального бюджета (постановление от 25 сентября 2007 г. № 608).

Порядок, установленный в указанных Правилах, касается всех инвалидов с нарушениями функции слуха, за исключением инвалидов вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Правило 1. Предоставление инвалидам услуг по сурдопереводу осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.

[1]

Правило 2. Услуги по сурдопереводу предоставляются инвалиду в количестве до 40 часов сурдоперевода в 12-месячном периоде, исчисляемом, начиная с даты подачи заявления на предоставление таких услуг.

Правило 3. Неиспользованные часы сурдоперевода денежной выплатой не компенсируются.

Правило 4. Отказ инвалида от предоставления услуг по сурдопереводу, рекомендованных индивидуальной программой реабилитации, не дает ему права на получение компенсации.

Правило 5. Заявление о предоставлении услуг по сурдопереводу подается инвалидом либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования РФ (уполномоченный орган) по месту жительства.

Правило 6. При подаче заявления представляется паспорт и индивидуальная программа реабилитации.

Что должен предпринять уполномоченный орган для предоставления инвалиду услуг по сурдопереводу?

1. Уполномоченный орган не позднее 3 рабочих дней с даты поступления заявления рассматривает его, ставит инвалида на учет по предоставлению услуг по сурдопереводу и выдает (по желанию инвалида высылает) ему направление в организацию, предоставляющую услуги по сурдопереводу, отобранную уполномоченным органом в установленном порядке, на получение указанных услуг.

2. В случае если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации право на получение услуг по сурдопереводу реализовано инвалидом самостоятельно (за счет собственных средств), то ему выплачивается компенсация в размере фактически понесенных расходов, но не более стоимости данных услуг, предоставляемых организацией, отобранной уполномоченным органом в установленном порядке, исходя из количества часов сурдоперевода и периода их предоставления.

3. Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении инвалиду понесенных расходов, связанных с услугами по сурдопереводу, при предоставлении документов, подтверждающих эти расходы (договора о предоставлении услуг по сурдопереводу, заключенного в установленном порядке).

4. Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации (по желанию инвалида).

Что означает ‘обеспечение доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры’

Под обеспечением доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры понимается комплекс мер (мероприятий), обеспечение и реализацию которых осуществляет Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм.

Этот комплекс включает:

— беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры:

жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям; спортивным сооружениям; местам отдыха; культурно-зрелищным и другим учреждениям;

— беспрепятственное пользование транспортом:

железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта;

[3]

— беспрепятственное пользование средствами связи и информации:

включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации.

Как реализуются меры (мероприятия), обеспечивающие доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры?

Во-первых, не допускаются:

планировка и застройка городов, других населенных пунктов;

формирование жилых и рекреационных зон;

разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий; сооружений и их комплексов;

разработка и производство транспортных средств общего пользования;

разработка и производство средств связи и информации

без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами.

Во-вторых, государственные и муниципальные расходы на:

разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов;

приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами;

создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур,

осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней.

Читайте так же:  Пособие на ребёнка до 18 лет

В-третьих, расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

В-четвертых, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов по согласованию с общественными объединениями инвалидов должны осуществляться меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

В-пятых, предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами.

В-шестых, организации машиностроительного комплекса, осуществляющие производство транспортных средств, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.

В-седьмых, места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм.

В-восьмых, на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10% мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства.

! Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.

Что включается в перечень специальных приспособлений и оборудования, обеспечивающих инвалидам доступ к объектам социальной инфраструктуры?

Специальные приспособления и оборудование для обеспечения потребностей инвалидов в передвижении, например, по населенному пункту, это:

телефоны-автоматы или иные средства связи, доступные для инвалидов;

пандусы и поручни при входах в здания, у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров;

пологие спуски у тротуаров в местах наземных переходовулиц, дорог, магистралей и остановок городского транспорта общего пользования;

специальные указатели переходов улиц и маршрутов движения инвалидов по территории вокзалов, городских парков и других рекреационных зон;

пандусы или подъемные устройства у лестниц на лифтовых площадках, а также при входах в наземные и подземные переходы улиц, дорог и магистралей;

специальные поручни, ручки или другие приспособления для удобства нахождения инвалидов в общественном транспорте на отведенных для них местах;

[2]

специальные указатели мест для бесплатной парковки специальных автотранспортных средств инвалидов на автостоянках и в местах парковки транспортных средств;

визуальная и звуковая информация (вывески, таблички, радиосвязь);

специальные указатели около строящихся и ремонтируемых объектов;

звуковая сигнализация светофоров.

Конкретные меры (мероприятия) по оборудованию объектов инфраструктуры города или иного населенного пункта специальными средствами, приспособлениями и оборудованием для инвалидов проводятся на местном уровне.

Шашкова О. В. Инвалиды. Права, льготы, поддержка. — М.: Эксмо, 2012. С. 59-67.

Смотрите также материалы по теме:

Шашкова О. В. Инвалиды. Права, льготы, поддержка. — М.: Эксмо, 2012. — 128 с.

Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

О некоторых вопросах обеспечения прав инвалидов на беспрепятственный доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры

В связи с обращениями граждан, о бесплатном хранении специальных автотранспортных средств на парковках, прокуратура разъясняет, что в соответствии со ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 №181-ФЗ, на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.

Статья содержит нормативные положения о мерах, которые принимаются для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

Под социальной инфраструктурой понимается созданная человеком система городского или сельского устройства, выполняющая функции жизнеобеспечения и воспроизводства населения города или иного населенного пункта. Социальная инфраструктура представляет собой систему объектов, принадлежащих к различным отраслям сферы социального обслуживания.

Согласно ст.9 Конвенции о правах инвалидов от 13.12.2006 меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места. Возможность доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры означает возможность инвалидов посещать жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, а также спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения, а также возможность пользоваться железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта.

О прокуратуре

Уважаемые посетители!

В соответствии со статьёй 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в органах и учреждениях прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

Право инвалидов на беспрепятственный доступ к информации

«Доступная среда» — права инвалидов

Видео (кликните для воспроизведения).

В мае 2012 года Россия ратифицировала конвенцию о правах инвалидов. Ратификация данной конвенции обозначила новый виток в развитии отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, закрепленный в настоящее время во многих правовых документах, регулирующих процесс образования, оказания социальной поддержки и медицинской помощи.

К сожалению, большинство дел, обещаний о помощи инвалидам, о работе над созданием «Доступной среды» так и остается только на бумаге. Да, можно признать, что кое-что делается, но этого «кое-чего» очень и очень мало. В городах по-прежнему практически отсутствует инфраструктура для свободного и безопасного передвижения инвалидов на колясках. В большинстве госучреждениях, магазинах, аптеках, кинотеатрах отсутствуют заезды, пандусы, лифты для инвалидов. На тротуарах, пешеходных дорожках высокие бордюры, через которые инвалид просто не проедет на своей коляске. Многоквартирные жилые дома также не приспособлены для проживания лиц с ограниченными возможностями здоровья – проходы в комнаты недостаточно просторны для проезда коляски, в санузлах нет поручней, других приспособлений для самостоятельных действий инвалидов.

Читайте так же:  Приказ об увольнении правила и образцы заполнения

А ведь в России существует П остановление Правительства Российской Федерации №649 от 09.07.2016 г. «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов», согласно которому многоквартирные жилые дома, в которых проживает инвалид, должны быть переоборудованы в соответствии с потребностями инвалида.

В данном Постановлении прописано все до мельчайших деталей, все до сантиметра, до миллиметра. Какой должен быть в комнатах дверной проем по ширине, как должен быть оборудован санузел, какой должна быть высота порога при выходе на балкон или из подъезда. В Постановлении Правительства РФ № 649 прописано абсолютно ВСЁ. И самое главное – то, что все действия по переоборудованию жилья для инвалида должны выполнять органы государственной, региональной и муниципальной власти. Именно они должны обеспечивать все условия для достойного проживания лицам с ограниченными возможностями. Если же органы власти этого не делают и если у инвалида есть письменные отказы от органов власти, то инвалид имеет полное право обратиться в прокуратуру и в суд за защитой своих законных прав. Это прямо предусмотрено Основным Законом – Конституцией Российской Федерации.

Что касается «Доступной среды» в городах, на улице, то существует целый ряд законодательных и нормативных документов Российской Федерации, обеспечивающих и регламентирующих создание «Доступной среды» для инвалидов. Вот они:
«Конституция Российской Федерации» от 12.12.1993. Статья 27 закрепляет право человека на свободу передвижения.

Федеральный закон от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Статья 14 «Обеспечение свободного доступа инвалидов к информации». Государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.
Статья 15 «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры».
Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.

«Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 №190-ФЗ:

Статья 2. Основные принципы законодательства о градостроительной деятельности

Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:

-обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения;

-ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности;

-возмещение вреда, причиненного физическим, юридическим лицам в результате нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности, в полном объеме.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 1047-р «Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»:

П. 76. СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Разделы 3 (пункты 3.1 — 3.37, 3.39, 3.52 — 3.72), 4 (пункты 4.1 — 4.10, 4.12 — 4.21, 4.23 — 4.32).

Хочу еще раз повторить и подчеркнуть – инвалиды имеют ПОЛНОЕ право требовать, чтобы ВСЕ госучреждения, торговые центры, аптеки, отделения почты были оборудованы пандусами, подъемниками, другими необходимыми средствами для доступа инвалидов к необходимым им услугам.

Защита прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур

Защита прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов») федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе, условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

Согласно пункту 3 статьи 26 Федерального закона от 01.12. 2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» положения части первой статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств, применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

Читайте так же:  Возврат товара поставщику как обратная реализация

Порядок обеспечения такого доступа в отношении других объектов урегулирован частью 8 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которой в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Таким образом, законодатель поставил под условие обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур только в отношении вновь вводимых в эксплуатацию или прошедших реконструкцию, модернизацию указанных объектов и средств после 01.07.2016. Однако у других объектов также осталась обязанность обеспечивать предоставление доступа инвалидов к социальной, инженерной и транспортной инфраструктуре в тех объемах, которые они согласовали с одним из общественных организаций инвалидов.

В целях защиты прав инвалидов, являющихся предметом посягательства, прокурор вправе возбуждать дело об административном правонарушении, объектом которого являются общественные отношения в области труда и занятости инвалидов, обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, предусмотренных следующими статьями КоАП Российской Федерации: ст. 5.42 «Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости»; ст. 5.43 «Нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов»; ст. 9.13 «Уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур»; ст. 9.14 «Отказ от производства транспортных средств общего пользования, приспособленных для использования инвалидами»; ст. 11.24 «Организация транспортного обслуживания населения без создания условий доступности для инвалидов».

Беспрепятственный доступ инвалидов к информации, объектам инфраструктуры

Инвалиды имеют право на беспрепятственный доступ к информации. Язык жестов признается как средство межличностного общения. Вводится система субтитрирования или сурдоперевода телевизионных программ, кино- и видеофильмов. Инвалиды имеют право на помощь в получении услуг по сурдопереводу, предоставлении сурдотехники, тифлотехники (статья 14 Федерального закона № 181).

Инвалиды имеют право на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также на беспрепятственное пользование железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации) (статья 15 Федерального закона № 181).

Инвалиды обеспечиваются необходимыми средствами телекоммуникационного обслуживания, специальными телефонными аппаратами (в том числе для абонентов с дефектами слуха), переговорными пунктами коллективного пользования, бытовыми приборами, тифло-, сурдо- и другими средствами, необходимыми им для социальной адаптации (статья 28 Федерального закона № 181).

Места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм (статья 15 Федерального закона № 181).

На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно (статья 15 Федерального закона № 181).

За уклонение от исполнения предусмотренных законодательством требований к созданию инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, выделению на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов соответствующие организации и должностные лица несут административную ответственность (статьи 5.43, 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Беспрепятственный доступ инвалидов к информации, объектам инфраструктуры

Инвалиды имеют право на беспрепятственный доступ к информации. Язык жестов признается как средство межличностного общения. Вводится система субтитрирования или сурдоперевода телевизионных программ, кино- и видеофильмов. Инвалиды имеют право на помощь в получении услуг по сурдопереводу, предоставлении сурдотехники, тифлотехники (статья 14 Федерального закона № 181).

Инвалиды имеют право на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также на беспрепятственное пользование железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации) (статья 15 Федерального закона № 181).

Инвалиды обеспечиваются необходимыми средствами телекоммуникационного обслуживания, специальными телефонными аппаратами (в том числе для абонентов с дефектами слуха), переговорными пунктами коллективного пользования, бытовыми приборами, тифло-, сурдо- и другими средствами, необходимыми им для социальной адаптации (статья 28 Федерального закона № 181).

Места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм (статья 15 Федерального закона № 181).

На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно (статья 15 Федерального закона № 181).

Читайте так же:  В чем разница между опекуном и попечителем спектр прав

За уклонение от исполнения предусмотренных законодательством требований к созданию инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, выделению на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов соответствующие организации и должностные лица несут административную ответственность (статьи 5.43, 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Беспрепятственный доступ инвалидов к информации, объектам инфраструктуры

Инвалиды имеют право на беспрепятственный доступ к информации. Язык жестов признается как средство межличностного общения. Вводится система субтитрирования или сурдоперевода телевизионных программ, кино- и видеофильмов. Инвалиды имеют право на помощь в получении услуг по сурдопереводу, предоставлении сурдотехники, тифлотехники (статья 14 Федерального закона № 181).

Инвалиды имеют право на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также на беспрепятственное пользование железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации) (статья 15 Федерального закона № 181).

Инвалиды обеспечиваются необходимыми средствами телекоммуникационного обслуживания, специальными телефонными аппаратами (в том числе для абонентов с дефектами слуха), переговорными пунктами коллективного пользования, бытовыми приборами, тифло-, сурдо- и другими средствами, необходимыми им для социальной адаптации (статья 28 Федерального закона № 181).

Места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм (статья 15 Федерального закона № 181).

На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно (статья 15 Федерального закона № 181).

За уклонение от исполнения предусмотренных законодательством требований к созданию инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, выделению на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов соответствующие организации и должностные лица несут административную ответственность (статьи 5.43, 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Проблемы доступа к информации и Конвенция ООН о правах инвалидов

По различным оценкам в Российской Федерации насчитывается около от 300 до 500 тыс. лиц с глубокими нарушениями зрения. Для многих из этих людей в той или иной степени актуальны вопросы беспрепятственного доступа к информации, а также к произведениям культуры: к различным официальным документам, к учебной, художественной литературе и т.п.

Обеспечение доступа к информации наравне с остальными людьми является важным фактором, обеспечивающим равноправие людей с глубокими нарушениями зрения. В своем выступлении я хотел бы коснуться правовых аспектов данной проблемы и обратить внимание на некоторые положения российского законодательства, которые нуждаются в корректировке в свете предстоящей ратификации Конвенции ООН «О правах инвалидов».

В ст.9 Конвенции указывается следующее: «Чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности:

b) на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы».

Непосредственно вопросам доступа инвалидов к информации посвящена статья 21 Конвенции.
Согласно ей, «Государства-участники принимают все надлежащие меры для обеспечения того, чтобы инвалиды могли пользоваться правом на свободу выражения мнения и убеждений, включая свободу искать, получать и распространять информацию и идеи наравне с другими, пользуясь по своему выбору всеми формами общения, включая:

— снабжение инвалидов информацией, предназначенной для широкой публики, в доступных форматах и с использованием технологий, учитывающих разные формы инвалидности, своевременно и без дополнительной платы;

— принятие и содействие использованию в официальных сношениях: жестовых языков, азбуки Брайля, усиливающих и альтернативных способов общения и всех других доступных способов, методов и форматов общения по выбору инвалидов;

— активное побуждение частных предприятий, оказывающих услуги широкой публике, в том числе через Интернет, к предоставлению информации и услуг в доступных и пригодных для инвалидов форматах».

Переходя к российскому законодательству, отмечу, что оно не в полной мере соответствует вышеприведенным положениям. Правовые основы реализации права на доступ инвалидов к информации сформулированы в ст.14 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

Согласно ей, «Государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации», однако каких-либо мер, кроме обеспечения выпуска специальной 55 литературы для инвалидов по зрению и финансирования ее закупки для специализированных библиотек, применительно к данной категории лиц данная статья, к сожалению, не предусматривает. Между тем существует немало других неурегулированных должным образом вопросов, связанных с реализацией данного права людьми с нарушениями зрения, Среди них можно выделить проблему ознакомления незрячих с официальными документами и иной социально-значимой информацией, обеспечения беспрепятственного доступа к учебной и научной литературе, а также к Интернет-сайтам.

Читайте так же:  Как оформить прописку в квартире

Говоря о первой проблеме, необходимо отметить, что Федеральный закон № 8 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», вступающий в силу с 01 января 2010г, не содержит положений об особенностях предоставления указанной в нем информации лицам с различными формами инвалидности с нарушениями зрения, слуха и т.п., а вопрос о получении лицами с нарушениями зрения информации о порядке и процедуре голосования на выборах, а также о кандидатах и политических партиях решен лишь на уровне рекомендаций Центральной Избирательной Комиссии РФ.

Другой актуальной проблемой является доступность для инвалидов по зрению Интернет-сайтов. В 2009 г. вступил в силу ГОСТ Р 52872-2007 «Интернет-ресурсы» с требованиями доступности для инвалидов по зрению, однако ГОСТы носят лишь рекомендательный характер, ввиду чего выполнение требований по обеспечению доступности веб-сайтов, в том числе государственных, для инвалидов по зрению остается на усмотрение их владельцев.

Важная норма, касающаяся доступа к ресурсам библиотек людьми с нарушениями зрения содержится в ст.8 ФЗ от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ «О библиотечном деле»: «Слепые и слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание и получение документов на специальных носителях информации в специальных государственных библиотеках и других общедоступных библиотеках». Несмотря на то, что данная норма действует уже около 15 лет, в большинстве библиотек общего доступа не созданы необходимые условия, позволяющие незрячим беспрепятственно пользоваться библиотечными фондами.

В последнее десятилетие развитие компьютерных технологий предоставило незрячим новые возможностей в сфере информации. Благодаря программам экранного доступа они получили возможность работать с персональным компьютером, им стали доступны многие издания художественной, учебной и научной литературы, представленные в цифровой форме. Однако по мере бурного развития компьютерных технологий и Интернета актуальной стала и проблема защиты авторских прав.

Здесь следует отметить важное положение, содержащееся в ч.3 ст.30 этого документа: «Государства-участники предпринимают в соответствии с международным правом все надлежащие шаги для обеспечения того, чтобы законы о защите прав интеллектуальной собственности не становились неоправданным или дискриминационным барьером для доступа инвалидов к произведениям культуры». На мой взгляд, российское законодательство не в полной мере соответствует этому положению. С одной стороны, законодательство предусматривает меры для обеспечения доступа инвалидов к произведениям культуры. Например, согласно ст. 1274 Гражданского кодекса допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования, воспроизведение без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых правомерно опубликованных произведений, кроме произведений, специально созданных для воспроизведения такими способами.

С другой стороны, согласно той же статье Гражданского кодекса: «В случае, когда библиотека предоставляет экземпляры произведений, правомерно введенные в гражданский оборот, во временное безвозмездное пользование, такое пользование допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения. При этом выраженные в цифровой форме экземпляры произведений, предоставляемые библиотеками во временное безвозмездное пользование, в том числе в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме».

В связи со сказанным выше, необходимо отметить, что в настоящее время для многих инвалидов по зрению прослушивание «говорящих» книг, а также чтение электронных копий обычных печатных изданий нередко является единственной возможностью доступа к произведениям художественной, учебной, научной и иной литературы. Если ранее «говорящие» книги записывались в основном на компакт-кассеты, то в начале 21 века они стали всё больше уступать место другим аудионосителям, дискам в цифровых форматах CD и MP3. Преимущества записи книг на этих носителях очевидны.

Вместе с тем книги в цифровых форматах представляют удобный объект для копирования. Именно с этим и связано стремление законодателя ограничить их распространение. Однако законодатели не учли того, что невозможность для слепых пользоваться вне библиотеки экземплярами произведений в электронной форме значительно осложняет, а порой делает практически невозможной их доступ к произведениям культуры.

Из-за нарушений зрения большинство незрячих не имеет возможности регулярно посещать библиотеки только ради того, чтобы послушать «говорящие» книги, а библиотеки просто не имеют технической возможности предоставлять одновременный доступ к этим книгам большому числу лиц. Кроме того, слепые, проживающие в сельской местности, лишены возможности читать книги, поскольку библиотеки для слепых в основном находятся в областных центрах, до которых необходимо добираться в течение нескольких часов. Библиотекам для слепых частично удается решить данную проблему посредством заключения договоров с правообладателями, однако, необходимо более системное решение этой проблемы путем устранения дискриминационных барьеров, существующих в законодательстве.

Видео (кликните для воспроизведения).

Доклад Балыкина Д.Г., юриста НРООИ ИНВАТУР в рамках круглого стола «Совершенствование российского законодательства и изменение политики государственных органов в связи с подписанием Конвенции ООН о правах инвалидов и ее предстоящей ратификацией».

Источники


  1. Горский, Г. Ф. Судебная этика / Г.Ф. Горский, Л.Д. Кокорев, Д.П. Котов. — М.: Издательство Воронежского Университета, 2015. — 272 c.

  2. Пикалов И. А. Уголовное право. Особенная часть; Эксмо — Москва, 2011. — 560 c.

  3. Журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля. — М.: ДЕАН, 2010. — 872 c.
Право инвалидов на беспрепятственный доступ к информации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here